Что такое SEO: как работает, сколько стоит и какие результаты может принести

Что такое SEO

SEO — это работы по оптимизации сайта под требования поисковых систем. Простыми словами — это набор методов для продвижения страниц сайта в топ-10 поисковой выдачи. Чем больше страниц будет в топе, тем больше трафика получит сайт.

Допустим, кто-то ищет в интернете информацию о том, как выбрать стиль дизайна интерьера. Поисковая система распознает запрос и выдаст релевантные страницы со статьями на эту тему. SEO нужно, чтобы «показать» поисковой системе, что на странице нашего сайта есть нужная пользователям информация. Тогда поисковые системы включат в выдачу и её.

Наглядный пример того, как работает SEO: статьи попали в выдачу, потому что в них употребляются слова из запроса пользователя
Скриншот: «Яндекс»

Над поисковой оптимизацией работает SEO-специалист — специалист по продвижению сайтов в поисковых системах. Он собирает ключевые запросы, анализирует выдачу, формирует рекомендации и технические задания (ТЗ) для программистов, дизайнеров, копирайтеров и делает много что ещё. Подробнее задачи, связанные с SEO, мы разберём ниже.

SEO используют интернет-магазины, банки, маркетплейсы, онлайн-школы, СМИ и многие другие организации. Например, вы читаете этот текст среди прочего благодаря SEO.

Курсы для тех, кто хочет привлечь на сайт много трафика

Для чего нужно SEO

Главная цель SEO — получать трафик. SEO-специалисты работают над тем, чтобы поисковые системы считали сайт качественным и чаще показывали его в поиске.

Трафик нужен компаниям, чтобы зарабатывать. Благодаря SEO сайт посещает много людей, и некоторые из них покупают на сайте товары или заказывают услуги. Чем больше пользователей будет посещать ресурс, тем больше сможет продать бизнес.

Кроме того, бизнес может преследовать другие цели — улучшить репутацию, повысить узнаваемость компании и лояльность к ней. Всё это тоже влияет на прибыль, и этого тоже можно добиться с помощью SEO.

Какие бывают виды оптимизации

SEO бывает трёх видов: чёрное, серое и белое. Это разделение условное и сформировано самими SEO-специалистами.

Чёрное SEO — это нелегальная оптимизация, которая нарушает правила поисковых систем. Такая оптимизация даёт быстрые результаты, но алгоритмы поисковых систем наказывают за неё — понижают сайт в выдаче или перестают индексировать совсем.

К методам чёрного SEO относятся, например:

  • Использование дорвея — это страница или сайт, которые автоматически перенаправляют посетителей на другой ресурс. Обычно дорвеи оптимизируют под большое число запросов текстами, которые не несут ценности для читателя. За счёт этого они могут выходить в топ выдачи и приносить трафик продвигаемому ресурсу.
  • Скрытый текст — это текст, который не видят пользователи, но видят поисковые системы. Например, белый текст на белом фоне. В него добавляют большое количество запросов, чтобы выйти в топ по ним.
  • Клоакинг — это метод, при котором пользователю показывают одно содержимое страницы, а поисковикам — другое.

Серое SEO — это оптимизация с помощью инструментов, которые не рекомендованы, но и не запрещены. К серым методам относят, например, небольшой переспам ключевыми словами и использование платных ссылок.

Обычно поисковые алгоритмы не замечают небольших отклонений от нормы, поэтому некоторые SEO-специалисты используют методы серого SEO. Но, если злоупотреблять ими, сайт может потерять позиции в поиске, получить временную блокировку или блокировку некоторых страниц.

Белое SEO — это комплексный подход к продвижению, который не нарушает правила поисковых систем. Белое SEO обходится дороже и приносит результаты позже, зато без рисков подпасть под санкции поисковых систем.

При белом SEO соблюдают рекомендации поисковых систем. Например, в соответствии с рекомендациями «Яндекса» создают сайты с оригинальным контентом или сервисом, тщательно прорабатывают дизайн, оставляют только полезные и интересные ссылки.

Рекомендации по оптимизации сайта в «Яндекс Справке»
Скриншот: «Яндекс»

Какие работы входят в SEO

Поисковые системы оценивают сайты по сотне параметров. Их называют факторами ранжирования. Подробнее о них можно почитать в этой статье.

Работа SEO-специалиста заключается в том, чтобы улучшить все эти параметры. Это цикличный процесс: специалист анализирует ситуацию, дорабатывает что-то, отслеживает изменения и снова что-то дорабатывает.

Можно выделить разные группы работ. Расскажем о самых распространённых.

Сбор семантического ядра. Семантическое ядро — поисковые запросы, по которым нужно привлечь трафик на сайт. Их собирают с помощью специальных сервисов или инструментов поисковых систем — например, «Яндекс Вордстата».

Пример сбора семантического ядра через «Яндекс Вордстат»
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Кластеризация. Это разделение ключевых слов на группы. Например, специалист собрал ключи по запросу «Дизайн интерьера» и разделил их на кластеры. В один кластер вошли запросы вроде «как выбрать дизайн интерьера», во второй — «как сделать дизайн интерьера самостоятельно» и в третий — «дизайн интерьера в стиле минимализм».

Обычно каждую страницу оптимизируют под один кластер запросов. Поэтому, когда семантическое ядро кластеризовано, SEO-специалист может понять, сколько страниц должно быть на сайте и какая у них должна быть иерархия.

Пример кластеризации по запросу «Пластиковые окна»
Скриншот: Rush Analytics

Технический аудит. Так называют анализ всех технических параметров сайта, которые влияют на его позиции в поиске. Во время технического аудита находят ошибки и проблемы — например, выясняют, что некорректно настроена карта сайта, есть дубли страниц или некоторые страницы загружаются слишком медленно.

Аудит обычно проводят раз в три месяца или раз в полгода. После него найденные ошибки устраняют.

Пример технического аудита, проведённого с помощью программы Screaming Frog SEO Spider
Скриншот: Screaming Frog SEO Spider

Работа со ссылочной массой. Ссылочной массой называют все ссылки, которые ведут на сайт с внешних ресурсов. Например, с форумов, сайтов СМИ, ресурсов вроде VC или Cossa.

Большое количество ссылок с авторитетных ресурсов — хороший знак для поисковых систем. Поэтому SEO-специалисты анализируют ссылочную массу и решают, какие ссылки оставить, какие убрать, а какие добавить.

Допустим, SEO-специалист продвигает сайт-каталог кредитных продуктов. Если на него ведёт ссылка с РБК, это хорошо. А если с какого-то недавно созданного сайта про кино — не очень, потому что тематика нерелевантна. SEO-специалист постарается убрать эту ссылку, например, договорившись с владельцем ресурса.

В SEO есть огромное количество других задач. SEO-специалист прописывает метатеги, составляет ТЗ на тексты для копирайтеров, изучает конкурентов, чтобы понять, по каким ещё запросам можно получать трафик на сайт, и решает другие задачи.

Какие инструменты используют для SEO

То, какими инструментами будет пользоваться SEO-специалист, зависит от объёма работы, задач и бюджета. Мы уже перечисляли 15 сервисов для SEO-оптимизации. Сейчас расскажем о четырёх популярных сервисах.

«Яндекс Вордстат» — это бесплатный онлайн-сервис, в котором можно получить информацию о запросах пользователей «Яндекса». Он выдаёт информацию о частотности, показывает запросы по разным регионам и устройствам и историю популярности запросов.

Есть руководство по работе с «Яндекс Вордстатом». Прочитайте его, чтобы понять, как пользоваться сервисом.

Пример поиска ключевых слов через Yandex Wordstat
Скриншот: Yandex Wordstat

SimilarWeb  онлайн-сервис для сбора данных о сайте и его конкурентах. В нём можно посмотреть, по каким запросам сайты получают трафик, какая аудитория приходит на сайт, какие страницы самые популярные, и много что ещё.

Сервис платный. Доступ ко всем функциям стоит 167 долларов в месяц. Но можно покупать доступ к отдельным функциям.

Возможности SimilarWeb
Скриншот: SimilarWeb

Rush Analytics — онлайн-сервис для сбора данных для SEO. В нём можно, например, посмотреть позиции сайта в поиске, собрать ключевые слова и поисковые подсказки, кластеризовать их, провести аудит, контролировать позиции сайта и их изменение.Сервис платный. В нём несколько тарифов. Самый дешёвый стоит 500 рублей в месяц.

Пример возможностей Rush Analytics — сервис показывает поисковую выдачу по разным запросам
Скриншот: Rush Analytics

CheckTrust — бесплатный онлайн-сервис для поиска площадок для внешней оптимизации. Он показывает, например, заспамленность сайта, количество входящих и исходящих ссылок, скорость загрузки и наличие вирусов.

Так выглядит анализ сайта в CheckTrust
Скриншот: CheckTrust

Сколько стоит SEO

Точную стоимость назвать нельзя, потому что она зависит от множества факторов: объёма работ, задач, уровня конкуренции и много чего ещё. Сайт автомастерской в регионе может оптимизировать владелец автомастерской, а на то, чтобы продвигать сайт интернет-магазина по всей России, может понадобиться около миллиона рублей в месяц.

Мы рассмотрим возможную стоимость SEO, исходя из зарплат специалистов. Для оптимизации чаще всего нанимают SEO-специалиста. Реже в команду к нему берут веб-дизайнера, разработчика и копирайтера.

SEO-специалиста можно нанять в штат или работать с ним как с фрилансером. Нормальные зарплаты на рынке — от 50 тысяч рублей в месяц для новичков. Если нанять SEO-специалиста на неполный день или работать с ним на фрилансе, можно платить ему около 20–30 тысяч рублей в месяц. Но и задач он будет выполнять меньше.

Примеры вакансий SEO-специалиста
Скриншот: hh.ru

Веб-дизайнер нужен для доработки сайта. Его можно привлечь проектно — заплатить один раз за разработку дизайна. Если объём задач большой, может быть выгоднее нанять его в штат. На HeadHunter можно найти новичка за 20–30 тысяч рублей в месяц, а опытные веб-дизайнеры часто претендуют на зарплату от 100 тысяч рублей.

Пример вакансий для дизайнеров
Скриншот: hh.ru

Разработчик исправляет ошибки в коде и делает так, чтобы сайт работал, — например, внедряет формы регистрации и оплаты заказа. В большинстве случаев разработчиков привлекают проектно, но иногда берут и в штат. Зарплаты в этой отрасли большие — в среднем от 100 тысяч рублей. Новичку или специалисту за неполный рабочий день можно предложить зарплату в 50 тысяч рублей.

Пример нескольких вакансий — даже новичку без опыта работодатели часто предлагают от 80 тысяч рублей
Скриншот: hh.ru

Копирайтер пишет тексты для сайта по ТЗ от SEO-специалиста. Можно собрать команду копирайтеров-фрилансеров, а можно нанять специалиста в штат. Новичкам обычно платят 20–30 тысяч рублей в месяц. Опытные копирайтеры просят 50–80 тысяч в месяц.

Разброс зарплат в отрасли большой — есть те, кто предлагает новичкам до 70 тысяч, и те, кто хочет платить опытному копирайтеру 40 тысяч
Скриншот: hh.ru

Многие компании не нанимают специалистов, а обращаются к подрядчикам — агентствам. Стоимость их услуг начинается в среднем от 30 тысяч рублей в месяц. Она зависит от конкуренции в нише, количества страниц на сайте, количества запросов, по которым его нужно продвинуть, и от других параметров.

Какой результат может принести SEO

Покажем результаты SEO на двух реальных примерах.

Первый пример — продвижение интернет-магазина товаров для дома и загородного отдыха в Туле. Продвижением занимались с нуля — проработали семантическое ядро, разработали структуру каталога, оптимизировали посадочные страницы под запросы и требования поисковых систем. Кроме того, зарегистрировали карточки компании в домашнем регионе.

В результате почти за год трафик вырос с нуля до 800 посетителей в месяц.

Пример роста трафика на молодом сайте благодаря белому SEO
Скриншот: личный архив Ярослава Егорова

Второй пример — продвижение сайта компании, которая производит изделия из металла и пластика. Задачей было улучшить видимость имеющихся услуг и проработать страницу для новой услуги — 3D-печати.

Чтобы улучшить видимость по услугам, сайт оптимизировали — исправили ошибки и проработали семантику. Чтобы вывести в топ новую страницу, собрали семантику для неё, подготовили текст с УТП, оптимизировали метатеги. Также разместили на странице дополнительные элементы — примеры работ, формы обратной связи, цены и блок с ответами на вопросы.

За два месяца страница с описанием услуги вышла в топ-10 по всем основным запросам.

Результат продвижения новой страницы сайта
Скриншот: личный архив Ярослава Егорова

Главное о SEO в четырёх пунктах

  • SEO — оптимизация сайта под требования поисковых систем. Оптимизация нужна, чтобы привлекать трафик.
  • SEO бывает чёрным, серым и белым. Чёрное — нелегальные способы продвижения, серое — полулегальные. Из-за них сайт может попасть под санкции — например, его понизят в выдаче. Белое SEO — легальное продвижение.
  • В SEO входит множество задач. SEO-специалист улучшает все факторы ранжирования — это параметры, которые «оценивают» поисковые системы. Для этого сеошник собирает семантическое ядро, кластеризует его, проводит технический аудит, наращивает ссылочную массу и делает много что ещё.
  • Стоимость SEO зависит от множества параметров. Оптимизацией небольшого сайта в нише с невысокой конкуренцией может заниматься владелец. В остальных случаях обычно нанимают SEO-специалиста. Его зарплата в штате начинается в среднем от 50 тысяч рублей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Будьте на связи

To follow the best weight loss journeys, success stories and inspirational interviews with the industry's top coaches and specialists. Start changing your life today!

spot_img

Рекомендации