Когда возникает кризис личности и можно ли его избежать.
Что такое кризис идентичности?
Кризис идентичности — это период, когда человек находится в поиске своей индивидуальности и места в обществе, задумывается о смысле жизни, анализирует свои желания и строит планы на будущее.
Во время кризиса идентичности у человека нет чёткого образа себя и ощущения принадлежности к какой-то социальной группе или месту в реальности. Всегда есть внутренний конфликт, который требует решения. Построение идентичности — долгосрочный процесс, в ходе которого человек постоянно получает опыт и формирует своё Я.
В том, что кризис наступает, нет ничего плохого. Но если мысли о самоопределении несут негативный эффект, то это может стать причиной тревожности. А продолжительный стресс, апатия, фрустрация приводят к более серьёзным последствиям, например к депрессии.
Причины кризиса идентичности
Психолог и автор термина «кризис идентичности» Эрик Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития человека. Он считал, что на каждой из стадий человек проходит кризис идентичности, то есть сталкивается с кризисными ситуациями, в результате которых формируется его личность.
- Доверие или недоверие. Эту стадию проживает ребёнок в течение первого года жизни. Через наблюдение он понимает, в безопасном мире он находится или нет. Если ребёнок чувствует заботу со стороны родителей, то становится спокойным и открытым. Если он чувствует себя незащищённым, то будет расти в страхе и тревоге.
- Самостоятельность или нерешительность. В период 1–3 лет ребёнок отстаивает право на автономию и хочет делать всё самостоятельно. Если он чувствует поддержку, то у него формируется уверенность в себе. Если сталкивается с критикой и жёстким контролем, то у него развивается неуверенность, сомнения и чувство вины за свои действия.
- Инициатива или чувство вины. Период 4–5 лет приходится на социализацию, где ребёнок пробует проявлять себя среди сверстников. Чтобы он вырос инициативным, нужно поощрять его любопытство и коммуникацию, поддерживать развитие творческих и лидерских способностей. Чем больше запретов, тем сильнее скованность, безынициативность и возрастающее чувство вины.
- Трудолюбие или неполноценность. С 5 до 12 лет ребёнок получает всё больше навыков в самых разных сферах, для него всё чаще имеет значение мнение сверстников и коллектива, в котором он находится (детский сад, школа, секции). На этом этапе поддержка со стороны родителей играет ключевую роль в формировании самооценки. Особенно важно поддерживать ребёнка в те моменты, когда он сравнивает себя с окружающими. В ином случае он может вырасти неуверенным в себе и закомплексованным.
- Идентичность или смешение ролей. Подростковый возраст 12–19 лет — и снова поиск своей автономности. Ребёнок идёт против общественных норм, ищет себя и исследует свои социальные возможности. Подростки сталкиваются с большим количеством ролей: сын/дочь, девушка/парень, друг/подруга и так далее. Родителям следует помогать ребёнку, защищать от серьёзных конфликтов, но при этом давать возможность самостоятельно определять свою идентичность.
- Близость или изоляция. На этом этапе человек строит отношения и ищет способы не потерять свою идентичность в союзе с другим человеком. Здесь он исследует доверие, любовь, личные границы, готовность строить серьёзные отношения. Обычно этот этап приходится на возраст 21–25 лет.
- Активное развитие или стагнация. После 25 лет начинается самая длинная стадия, которая заканчивается около 65 лет. Человек строит карьеру и семью, развивается во всех жизненных сферах и постоянно ищет ответ на вопрос: «Что я буду делать со своей жизнью?»
- Мудрость или отчаяние. Самый психологически сложный этап развития приходится на возраст после 65. Человек решает, смиряется он со своей смертностью или нет. Мудрость — когда человек принимает свой жизненный опыт, оценивает события, которые случились с ним. Отчаяние — когда человек недоволен прожитой жизнью, не видит результатов своего труда. Последний исход чаще всего приводит к депрессии.
Что ещё может стать причиной?
Причиной для кризиса идентичности может стать и значительная перемена в жизни, большие потрясения и смена привычного образа жизни — болезнь, развод, потеря работы, вынужденный переезд.
Подросток заканчивает школу, и перед ним стоит выбор: какую профессию выбрать, в какой университет поступить, чем дальше заниматься по жизни и какую пользу приносить окружающим. Ещё он может плохо перенести сепарацию от родителей, если для поступления в вуз ему нужно переезжать в другой город.
К кризису может привести не только негативный опыт, но и положительный — свадьба, рождение ребёнка, опять же, переезд. Например, вы давно планировали и мечтали переехать, но, когда это случилось, возник ворох проблем, который заставил задуматься: а правильный ли выбор вы сделали? Эмигранты часто сталкиваются с культурным шоком, чувством потери своих корней, несоответствием менталитета выбранной страны уже сформированному поведению и привычкам.
Как проявляется кризис идентичности
Спектр эмоций, которые человек испытывает во время кризиса, обширен и зависит от причины.
Единой классификации признаков не существует, но психологи выделяют общие «симптомы»:
- плохое настроение и хандра;
- пониженная мотивация;
- отсутствие продуктивности и лень;
- апатия и фрустрация;
- мысли, вызывающие сомнения;
- тревожность и стресс.
Обычно в кризисе человек сталкивается с вопросами о смысле жизни и роли в обществе, переосмысляет жизненные ценности и планы.
Как избежать кризиса идентичности
Не нужно бояться кризисов идентичности — это естественные процессы, которые человек проходит на протяжении всей жизни.
Это состояние, которое нужно просто пережить. Смотрите на него как на важный жизненный этап, который приведёт к развитию и достижению новых целей.
Жизнь не стоит на месте, поэтому нормально периодически спрашивать себя: «Где я сейчас нахожусь? Чего я хочу от жизни? Как я себя чувствую в данный момент?»
Пока вы в силах найти ответы на эти вопросы и эти мысли не стали влиять на вашу повседневную продуктивность — всё хорошо. Заручитесь поддержкой семьи и друзей, с которыми вы можете поговорить, и начните анализировать свою жизнь.
В осознании своих ценностей и планировании будущего помогают методики SMART и колесо жизненного баланса.
Благодаря SMART формируются конкретные (specific), измеримые (measurable), достижимые (attainable), важные (relevant) и ограниченные во времени (time-bound) цели.
Например, вам кажется, что вы мало зарабатываете. Постановка цели в формате «Хочу зарабатывать больше» — неверная. Она звучит как желание, загаданное в новогоднюю ночь, и как к ней прийти — непонятно. По системе SMART цель будет выглядеть так: «Хочу повысить свой доход в три раза к концу года за счёт того, что пройду обучение и повышу свою квалификацию».
Подробнее о том, как правильно ставить цели по SMART, можно прочитать в статье 3 полезных инструмента для целеполагания и планирования.
Технику «Колесо жизненного баланса» используют, чтобы определить те сферы жизни, в которых человек чувствует себя удовлетворённым и неудовлетворённым. Названия сфер определяются индивидуально. Когда они определены, нужно оценить каждую из них по десятибалльной шкале и сравнить с другими.
Методика позволяет взглянуть на всю жизнь и выявить сферы, которые хотелось бы улучшить в первую очередь.
Выделите для себя периодичность, с которой вы будете проверять свои цели и планы. Например, это можно делать один или два раза в год.
Самоанализ, или саморефлексия, — один из действенных способов избежать кризиса идентичности.
Ещё полезно прислушиваться к себе и быть в позиции исследователя, который постоянно открывает для себя что-то новое. Например, вы всегда хотели петь и быть актёром. Родители в детстве эту идею не поддержали, исходя из прагматических причин. Сейчас вы работаете в офисе и не ощущаете себя реализованным. Решение есть: запишитесь в хор, начните заниматься с персональным учителем по вокалу, откройте мини-караоке — пусть это станет вашим хобби.
Как помочь себе во время кризиса
Если кризис проходит тяжело и вы чувствуете, что апатия перерастает в депрессию, — обратитесь к психологу или психотерапевту, который подберёт терапию под вашу ситуацию.
Если кризис протекает не столь критично — позаботьтесь о своём самочувствие и попросите поддержки у близких.
- Будьте внимательны к своему ментальному и физическому состоянию. Задавайте себе вопросы и ищите на них ответы, оценивайте то, что вам нравится в жизни. Составьте списки своих сильных и слабых сторон, подумайте, что из этого вызывает дискомфорт и над чем хотелось бы поработать. Отследите, какие есть цели и желания. Но старайтесь не загружаться этими мыслями и делайте паузы — сходите на прогулку или в кино, займитесь спортом.
- Создайте поддерживающее окружение. Скажите друзьям и родным, что переживаете не лучший период своей жизни, и попросите помощи. Если к вам обратились с такой просьбой, то будьте отзывчивы и внимательны, выслушайте человека, когда ему это необходимо. Главное — не критикуйте и не давайте оценочных суждений и непрошеных советов. Если есть похожий опыт — поделитесь, но без давления.
- Найдите ментора. Иногда взглянуть на ситуацию со стороны помогает сторонний эксперт. Это может быть лайф-коуч, финансовый или карьерный консультант. Он подскажет выход из проблемной ситуации с точки зрения профессионального опыта.
- Прислушивайтесь к себе. Помните, что ваша жизнь — в ваших руках и только вы несёте за неё ответственность. Делайте то, что нравится именно вам. Рядом всегда окажутся люди, которые осудят или посмеются, — старайтесь не воспринимать их реакцию. Идите к своей цели и создавайте ту жизнь, которую хотите.