В SEO можно стартовать без опыта. Рассказываем, откуда брать информацию и почему нельзя доверять всему, что пишут в Сети.
Кто такой SEO-специалист и чем он занимается
SEO — это оптимизация сайта: его доработка, развитие и продвижение с учётом требований поисковых систем. SEO нужно, чтобы поисковые системы — например, Google и «Яндекс» — считали сайт качественным и чаще показывали его в поиске.
SEO-специалист, или сеошник, — человек, который отвечает за поисковую оптимизацию. Если простыми словами, это специалист, который продвигает сайты в поиске.
Цель SEO-специалиста — сделать так, чтобы сайт получал как можно больше трафика из поисковой выдачи. Вот какие задачи решает специалист:
- Работает с семантическим ядром: собирает поисковые запросы, по которым пользователи могут заходить на сайт, объединяет их в группы и распределяет по страницам.
- Настраивает веб-аналитику, чтобы можно было оценить поведение пользователей на сайте и понять, как на него повлиять.
- Проводит технический аудит: проверяет, соответствует ли сайт требованиям поисковых систем, и исправляет ошибки.
- Работает с юзабилити. Например, добавляет на сайт коммерческие элементы, которые влияют на то, решит ли пользователь купить товар и получится ли у него это сделать. К ним относятся кнопки «Купить», контакты, формы обратной связи и другие подобные элементы.
- Оптимизирует контент. Составляет технические задания для текстов, редактирует заголовки, подзаголовки и метатеги, оптимизирует структуру страницы.
- Анализирует конкурентов. Оценивает поисковую выдачу, смотрит, как и по каким поисковым запросам конкуренты продвигают сайты. Это нужно, чтобы найти новые запросы, позволяющие получать трафик.
- Работает с внутренней и внешней перелинковкой. Внутренняя перелинковка — это когда одна страница сайта ссылается на другую. Внешняя — когда на сайт ссылается другой ресурс. Для перелинковки SEO-специалист, например, размещает в одной статье блога ссылку на другую и регистрирует компанию на «Яндекс Картах», чтобы получить внешнюю ссылку.
Большую часть времени SEO-специалисты работают с семантическим ядром и оптимизацией контента. Часть работы они могут передавать на аутсорс — например, ставить задачи разработчикам, чтобы те исправили некорректный код, мешающий продвижению.
SEO-специалист может работать удалённо в штате компании, в агентстве или на фрилансе. У большинства специалистов свободный график. Некоторые сеошники ведут несколько проектов одновременно.
Курсы для тех, кто хочет освоить SEO
- «Профессия SEO-специалист с нуля до PRO» — получить много знаний и навыков и претендовать на должность с хорошими условиями работы.
- «Интернет Маркетолог с Нуля» — освоить востребованную профессию с нуля и работать удалённо.
- «SEO – специалист» — научиться искать точки роста трафика, управлять подрядчиками и зарабатывать больше.
Какие перспективы у профессии
В обозримом будущем спрос на профессию будет. Пока есть поисковые системы, бизнесу будут нужны SEO-специалисты. А поисковые системы не собираются исчезать — наоборот, они совершенствуются.
Сейчас на рынке кадровый голод. Мы в impulse.guru замечаем это сами — нам тяжело даётся наём даже младших SEO-специалистов. То же самое говорят наши коллеги: специалистов не хватает.
Скорее всего, это связано с отключением платных источников рекламы и возросшим спросом на SEO. SEO сейчас — единственный способ получать трафик из Google.
В будущем может меняться только специфика работы. Например, с появлением механики быстрых ответов задачей сеошника стало вывести страницы не только в топ-5 выдачи, но и в блок быстрого ответа. А с развитием маркетплейсов многие компании стали искать специалистов, которые могли бы продвигать товары внутри этих площадок.
Сколько зарабатывает SEO-специалист
Потолка доходов нет — если сеошник работает эффективно, его зарплата будет намного выше рынка. Но можно назвать средние цифры дохода на разных ступенях квалификации: junior, middle и senior.
Junior — новичок без опыта работы или с минимальным опытом. По данным исследования RealHR, медианная зарплата новичков в SEO — 80 459 рублей до вычета налогов. На HeadHunter новичкам предлагают в среднем от 55 тысяч рублей. Но есть и вакансии с гонораром 15 тысяч рублей при частичной занятости.
Middle — специалист с опытом работы от года до трёх лет. Медианная зарплата специалиста такого уровня, по данным RealHR, — 137 931 рубль до вычета налогов. На HeadHunter опытным специалистам предлагают зарплату от 70 тысяч рублей в месяц.
Senior — сеошник с опытом работы больше трёх лет и успешными кейсами. По данным RealHR, медианный доход на этой ступени квалификации — 172 413 рублей в месяц до вычета налогов. На HeadHunter специалистам предлагают от 100 тысяч рублей.
SEO-специалист может зарабатывать и намного больше, если начнёт строить карьеру в смежных направлениях. Он может уйти в классический маркетинг, стать трафик-менеджером или продакт-менеджером.
Сколько можно зарабатывать на фрилансе? 100 тысяч рублей в месяц и больше. На такой доход могут рассчитывать опытные специалисты. Но на фрилансе нужны развитые коммуникативные навыки, чтобы самостоятельно общаться с клиентами.
Что нужно знать и уметь, чтобы работать SEO-специалистом
Есть фундаментальные навыки и знания, без которых стартовать в профессии нельзя. Вот что должен знать и уметь сеошник.
Понимать логику работы поисковых систем. SEO-специалист должен разбираться в основах — знать, как индексируются сайты и что влияет на их позиции в выдаче, следить за изменениями в алгоритмах поисковых систем.
Знать основы технической оптимизации. Техническая оптимизация — работа с файлами и контентом сайта. Сеошник должен уметь работать с файлом robots.txt, настраивать адреса страниц, прописывать метатеги Title и Description и много чего ещё.
Уметь работать с семантическим ядром. Находить поисковые запросы, оценивать конкуренцию за них и их релевантность, объединять их в группы, распределять по страницам сайта.
Разбираться в факторах ранжирования. SEO-специалист должен уметь, например, оптимизировать тексты и страницы под поисковые фразы и работать с внешней перелинковкой.
Уметь работать с сервисами для SEO. Сервисы используют, чтобы анализировать конкурентов, проводить технический аудит, собирать семантическое ядро. Примеры сервисов, позволяющих решать такие задачи: «Топвизор», Arsenkin, Megaindex, Screaming Frog, JustMagic и другие. Кроме того, нужно уметь пользоваться сервисами веб-аналитики «Яндекс Метрика» и Google Analytics и сервисами для веб-мастеров «Яндекс Вебмастер» и Google Search Console.
Уметь анализировать. Сеошник должен уметь изучать большой объём информации, находить причинно-следственные связи и делать правильные выводы. Это нужно, например, чтобы понять, почему сайт упал в выдаче, и исправить это.
Кроме того, полезно разбираться в смежных направлениях — это обязательно для middle-специалистов в нашей компании. Так, сеошники должны разбираться в юзабилити и контент-маркетинге. Юзабилити влияет на поведение пользователей на сайте, а с помощью контент-маркетинга можно увеличивать поисковый трафик.
SEO-специалисту очень важно быть упорным. С первого раза никогда не получается занять топ выдачи и удержать позиции. Над этим нужно постоянно трудиться, и сеошник должен быть готов к тому, что придётся заниматься рутинной работой.
Как стать SEO-специалистом с нуля
Начать работать можно без опыта и высшего образования. SEO — прикладная область знаний. Её можно изучить самостоятельно. Ещё можно пойти на стажировку или пройти курс, который даст теорию и практические навыки.
Самостоятельное обучение. Изучать SEO самостоятельно можно по материалам в Сети. Ещё пять лет назад 90–95% сеошников были самоучками и начинали именно так — со статей, видео и вебинаров. Но нужно уметь выбирать из того, что есть в Сети, полезную и достоверную информацию.
Большая часть того, что есть в интернете, — это домыслы или личный опыт людей, которые на самом деле не разбираются в SEO. У многих специалистов был один удачный проект, и на основе этого опыта они пишут много недостоверных статей. Новичку будет сложно понять, что применение советов из этих статей не только не принесёт пользы, но и навредит.
Поэтому при самостоятельном обучении важно быть внимательным и правильно выстраивать причинно-следственные связи. Хорошим дополнением к такому обучению будут платные консультации с опытными сеошниками. Они объяснят сложные моменты и скорректируют представление о SEO.
Стажировка. Это хороший вариант для тех, кто хочет сразу развивать практические навыки. Многие компании и агентства готовы обучать новых сотрудников и принимать их на стажировку даже без портфолио. Так сложилось, потому что на рынке много специалистов с искажённым представлением о SEO. Компании заинтересованы в том, чтобы вырастить специалиста под свои задачи.
На стажировке придётся выполнять большое число задач. Но это даст толчок для дальнейшего роста — построить карьеру получится быстрее, чем если изучать теорию самостоятельно.
Обучение на курсах. Это оптимальный вариант, особенно если выбрать курс, на котором дают не только теорию, но и практику. С таких курсов лучше всего начинать развитие — вы получите и достоверные знания, и пару проектов в портфолио, а это поможет быстрее устроиться на работу.
Я могу порекомендовать курс «Маркетолог с нуля». Она позволяет стартовать в профессии с нуля и получить знания уровня middle.
Программа состоит из нескольких больших курсов. Первый посвящён SEO: работе с поисковыми запросами, внешними ссылками, семантическим ядром, юзабилити и скоростью загрузки сайта. После этого изучают:
- веб-аналитику — A/B-тестирование, работу с Google Tag Manager, Google Analytics и «Яндекс Метрикой»;
- SEO на уровне PRO — шаблоны для метатегов, XPath-запросы, работу с подрядчиками;
- международное SEO — особенности ранжирования в других странах и навыки, необходимые для работы на зарубежном рынке.
В курсе много практики. После каждого учебного модуля есть тест или домашнее задание, которое проверяет куратор. После каждого курса — итоговый проект, например составление SEO-стратегии или настройка счётчика в системе веб-аналитики.
Курс предполагает помощь в трудоустройстве. Специалисты Центра карьеры предлагают партнёрские вакансии, помогают составить резюме, оформить портфолио и подготовиться к собеседованию.
Главное о SEO-специалистах в 4 пунктах
- SEO-специалист — это человек, который занимается оптимизацией сайта. Для этого он, например, составляет семантическое ядро, проводит технический аудит, оптимизирует страницы, настраивает внутренние ссылки.
- Зарплаты в SEO высокие. Уже на старте можно зарабатывать около 80 тысяч рублей в месяц, а опытные сеошники могут получать 170 тысяч рублей в месяц и больше.
- Чтобы много зарабатывать, нужно много знать и уметь. Сеошник должен понимать, как работают алгоритмы поисковых систем, уметь анализировать, знать основы технической оптимизации, разбираться в сервисах для для SEO.
- Начать работать SEO-специалистом можно без опыта и образования. Можно изучить SEO самостоятельно или пойти на стажировку, но оптимальное решение — курсы. Они позволяют получить теоретические знания и закрепить их на практике.