Кто такой копирайтер? Копирайтер — это специалист, который пишет коммерческие тексты. Коммерческие тексты — это любые тексты, которые выполняют задачи бизнеса: продают, повышают лояльность покупателей или улучшают репутацию компании.
Значительная часть текстов в интернете написана копирайтерами. Когда вы выбираете, какой отель забронировать в другом городе, то находите статьи-подборки вроде «Топ-10 отелей в Калининграде». Такие подборки составляют копирайтеры, например, затем, чтобы включить отель заказчика в подборку и описать его как самый привлекательный.
Ещё копирайтерам поручают творческие задачи. Допустим, придумать слоган для уличного баннера или написать текст объявления для таргетированной рекламы. Иногда копирайтеры выполняют рутинные задачи: заполняют карточки товаров на маркетплейсах, пишут письма для email-рассылок по шаблону.
Таким образом, копирайтерами называют всех, кто пишет тексты. Те же самые задачи решают коммерческие писатели, авторы и райтеры. В большинстве случаев эти слова — синонимы.
Какие качества помогают стать хорошим копирайтером
Нет теста, который точно скажет, что человек сможет стать хорошим копирайтером. Но я перечислю качества и способности, которые, на мой взгляд, очень помогают стартовать в сфере. Если у вас есть эти качества — вы начинаете не с нуля.
Вы пишете грамотно: у вас мало орфографических и пунктуационных ошибок. Многие копирайтеры считают, что сделать текст грамотным — задача корректора. Но в реальности копирайтеры часто работают без корректоров и редакторов, напрямую с владельцами бизнеса, маркетологами или менеджерами.
Такие заказчики больше доверяют тем, кто пишет грамотно. К счастью, орфографию и пунктуацию можно проверять с помощью сервисов — например, «Орфограммки».
Вы доносите мысли простым и понятным языком — легко объясняете сложные вещи коллегам, родственникам, детям. Копирайтер — это специалист, который объясняет сложные термины и рассказывает о преимуществах продуктов. Поэтому умение понятно доносить мысли — большой плюс.
У вас широкий кругозор, вы любите изучать новое. Вы можете надолго «зависнуть» в новой интересной теме. Любознательность поможет копирайтеру, который берёт заказы в разных сферах, а не работает с одной узкой тематикой. Если у вас есть естественная тяга к знаниям, вам будет проще развиваться профессионально.
Вы умеете анализировать: собираете данные и факты, ищете подтверждения и только потом делаете выводы. Не верите громким заголовкам новостей, а идёте искать первоисточники — документы и официальные заявления. Такой подход поможет вам в профессии — чтобы текст был убедительным, копирайтеру нужно переработать много информации.
Вы усидчивы: можете долго и монотонно работать над одной задачей, углубляясь в детали. Большую часть рабочего дня копирайтер проводит за компьютером — изучает источники, доводит текст до ума и переписывается с коллегами и заказчиками.
Вы любите составлять списки и планы: умеете разбить большие задачи на много мелких и выполнять их пошагово. Без чёткой структуры и плана копирайтер не напишет хороший текст.
Как понять, сколько я смогу зарабатывать в начале
В этом разделе я расскажу о своём опыте — как я стартовала и сколько зарабатывала. И дам советы, как понять, с каких сумм вы сможете стартовать. Если вы хотите узнать о положении дел на рынке копирайтинга «в целом», об исследованиях и опросах на тему того, сколько зарабатывают копирайтеры, это есть в обзоре профессии.
Я пишу с 2017 года. Меня в копирайтинг привёл друг, который делал сайты. Он сказал, что на моём навыке писать можно зарабатывать. Сказал, что это называется копирайтингом, и дал ссылку на форум для веб-мастеров, где можно разместить объявление о своих услугах.
У меня был тот же вопрос, что и у всех начинающих копирайтеров: сколько брать за работу? Мой друг взял всё на себя и поставил прайс сам. Тексты на английском стоили от 200 рублей за 1000 знаков без пробелов, а тексты на русском — от 100 рублей.
Оглядываясь назад, я понимаю, что мне повезло — многие новички начинают с 20–30 рублей за 1000 знаков. Тогда я совсем не ориентировалась в рынке и радовалась любым деньгам. При таких расценках мне удалось заработать около 10 тысяч в первый месяц работы. И это с учётом того, что я совмещала работу на фрилансе с очным обучением в университете — то есть работала неполный день.
Я могла поставить цены больше или меньше — заказчики бы нашлись. Всё потому, что на рынке нет «средних» зарплат или фиксированной стоимости для текстов каждого типа. Написание текста — это услуга, и здесь работают те же законы рынка, что и в других сферах.
Можно провести аналогию с маникюром. Можно сделать отличный маникюр у начинающего мастера за 600 рублей или ходить с отслойками уже на второй день после работы более опытного мастера, который возьмёт с вас 1500 рублей.
Куда пойти, чтобы хоть немного сориентироваться в расценках:
- На сайты с вакансиями. На HeadHunter, «Авито» и других агрегаторах можно посмотреть вакансии для начинающих копирайтеров с указанием зарплаты и соотнести их с теми навыками, что у вас уже есть. Например, зарплаты в вакансиях для начинающих копирайтеров на HeadHunter — 25–30 тысяч рублей. Для таких вакансий не нужен опыт, но требуются навыки работы с текстом.
- В телеграм-чаты для копирайтеров и заказчиков. Посмотрите, какие расценки предлагают начинающие копирайтеры, которые делятся своими портфолио и резюме. Изучите запросы заказчиков, которые приходят в чат. На первое время можно поставить такую же цену, как указал копирайтер с похожим на ваш опытом. А дальше регулировать её в процессе выполнения задач.
Например, в одном из копирайтерских чатов заказчик предложил 2000 рублей за статью в 6000 символов. Вы можете назначить такую же цену для первой статьи и оценить, сколько часов в итоге потратите на задачу и насколько заказчик останется доволен. А позже поднять или, наоборот, снизить стоимость работы.
Список каналов и других источников вакансий для копирайтеров приводим здесь.
- В телеграм-каналы с вакансиями. В каналах попадаются вакансии и задачи с указанной стоимостью — на них тоже можно ориентироваться. Допустим, заказчик предлагает 800 рублей за текст объёмом 1000–1500 знаков. Поставьте такую стоимость и оцените: легко ли справились с задачей, получил ли заказчик нужный результат, пришёл ли к вам повторно.
Где начинающему копирайтеру брать работу
Боль начинающего копирайтера — заказчикам нужны авторы с опытом и портфолио. У новичка нет ни опыта, ни работ в портфолио — только желание писать и навыки работы с текстом со школы или университета.
Желание заказчика работать с опытными специалистами объяснимо. Редко когда у заказчика есть время и желание «растить» специалиста, обучать его и объяснять, в чём ошибка. Чаще всего заказчикам нужно, чтобы исполнитель снял их головную боль.
Редактор хочет, чтобы автор написал текст, соблюдая редполитику. Маркетологу нужен эффективный текст, который принесёт желаемое количество лидов и окупит вложения в контент. А предпринимателю нужно, чтобы текст привёл покупателей. Всем нужен специалист, который не только напишет текст без орфографических ошибок, но и использует лучшие практики копирайтинга, а ещё сэкономит время заказчика.
Самый простой путь для новичка — брать заказы на биржах копирайтинга, потому что это приносит деньги, позволяет получить первые отзывы. Но есть и другие способы приобрести опыт и собрать портфолио.
Новичкам без опыта можно не браться за полноценную работу, а пойти на стажировку — оплачиваемую или нет. Объявления о стажировках публикуют на специальных сайтах — например, на Grintern, а ещё на популярных сайтах-агрегаторах, таких как HeadHunter. Ищите по запросу «копирайтер-стажёр».
Откликайтесь на небольшие и недорогие задачи в чатах и телеграм-каналах. Например, беритесь за посты для соцсетей небольших брендов или создавайте описания карточек для маркетплейсов. Постепенно вы набьёте руку и сможете откликаться на задачи посложнее. А ещё, если заказчику нравится, как вы выполняете простые задачи, со временем он начнёт доверять вам более значимые.
Предложите помощь более опытному копирайтеру или SMM-специалисту, который хочет делегировать часть задач. Таких специалистов тоже можно найти в чатах и каналах в Telegram.
Как новичкам развиваться, чтобы брать более дорогие заказы
Копирайтинг — ниша с относительно низким порогом входа. Часто новички идут на биржи, берут копеечные заказы и разочаровываются. Из-за этого кажется, что копирайтинг — сфера, в которой все страдают, пишут тексты за 20 рублей за 1000 знаков и «упахиваются». Но бывает и по-другому.
Даже на старте копирайтеры могут находить постоянных заказчиков или разовые заказы, которые окупают потраченное на них время. Стоит ожидать, что доходы в первые несколько месяцев работы нельзя будет назвать большими. Но начать со стабильных 10–15 тысяч в месяц и каждый месяц увеличивать заработок — реально. Чем больше теории вы изучили на старте и чем больше узнали о том, как устроен рынок, тем быстрее вы увеличите заработок.
Я призываю с самого начала отказаться от того, чтобы бездумно набивать знаки. Вместо этого нужно научиться решать задачу клиента. Думайте не о том, как показать, что вы много знаете, а о том, как помочь читателю и создать эффективный текст. Для этого советую научиться составлять бриф и задавать заказчику больше вопросов о проекте. Не начинайте писать, пока не поймёте, для кого и зачем пишете текст.
Берите на себя больше ответственности, когда это возможно. Например, предлагайте заказчику не только написать текст, но и опубликовать его, и ответить на комментарии читателей. Так вы берётесь за весь цикл работы с текстом, закрываете больше задач и позволяете заказчику сэкономить время на работе с контентом.
Продолжайте мониторить рынок, даже когда нашли постоянных заказчиков или работодателей. Ходите на собеседования, ведите переговоры и просматривайте свежие вакансии — так вы будете в курсе, готовы ли вам платить больше за ваши навыки, и узнаете, что требуется, чтобы зарабатывать больше.
Учат ли копирайтингу?
Есть большая программа — профессия «Копирайтер с нуля до PRO». Программа позволяет освоить копирайтинг с нуля и найти работу в этой сфере. На курсе учат всему, что нужно знать такому специалисту, — от основ до специфики разных площадок. Студенты учатся:
- писать тексты для любой аудитории;
- придумывать истории в жанре фикшен и нон-фикшен;
- работать с разными форматами контента: email-рассылками, SEO-статьями, текстами для корпоративных медиа и соцсетей;
- формировать контент-стратегию;
- работать с клиентами;
- анализировать результаты.